Лена, спасибо большое за статью. Ну вот, захотелось "сесть мне на своего любимого конька"! Т.е. немного поразмышлять А еще, хочется услышать мнения всех, кому доводилось заниматься фристайлом, или, кто занимается им сейчас.
Да, точно, с этим очень даже соглашусь. Но с другой стороны, например мне, поначалу казалось, что Султан на самом деле воспринимает музыку и "научается" выполнять движения именно под нее, причем именно в том темпе, в котором музыка звучит. Я думала, что этим можно пользоваться как "условными рефлексами" при отработке движений в танцевальной композиции. Но в дальнейшем, лично для меня мое же мнение))) оказалось ошибочным. Оказалось, что после нескольких моих "ляпов" (не попадания движений в такт музыки, забыла, что за чем идет) он тоже сбивался и ни о каких движениях на "автомате" под казалось бы заученую определенную музыку, у него не получалось. Зато тогда мне стало ясно и в этом я уверена до сих пор, что в танц.композиции для собаки важна ни сколько музыка, сколько отличный контакт ( т.е. понимание желаний и чувств без слов, на уровне подсознания, ну и конечно навыки выполнять те или иные движения). Хотя не исключаю, что та или иная музыка может нравиться собаке, или наоборот.
Вот оно ключевое слово - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ движений под определенную музыку! Сультик мне тоже тогда эту мысль подкинул, причем не именно в танце, это я потом уже ее на танцкомп переложила))). Немного отвлекусь от темы танца. Мне нужно было срочненько научить его приносить вещи по названию, ясное дело, чем их было бы больше, тем зрелищнее. Но времени на обучение было очень и очень мало. Тогда я остановилась всего на трех, хорошо ему знакомых. Поводок, ошейник, намордник. Сначала старалась отработать так, чтобы он демонстрировал именно мыслительный процес, но к сожалению, опять таки из-за недостатка времени (надо было сделать за три дня) при разноплановом названии вещей, он частенько терялся и приносил не то, что нужно. Именно тогда пришла мысль сделать сценку, "увязав" вещи одна за одной. Идем гулять, неси ошейник, нужен поводок- неси поводок. Без намордника в автобус не пустят - неси намордник. Благодаря этой последовательности он выучил у меня вещички буквально за один день. И уже не сбивался.
Так и в танце - когда делаешь последовательные движения, да еще стараешься увязать их с определенным музыкальным звучанием, дело идет быстрее.
Вот это пока не доступно моему пониманию. Что значит "зацикливаться на музыке" и "независимость", т.е. собака сама под музыку начнет танцевать, вне зависимости от того, что делает владелец?
Вот это мне очень понравилось с "технической" или методической стороны. Об этом как-то не задумывалась, а ведь на самом деле так и есть.
Все очень логично;
- нарабатываем комплекс танцевальных упражнений (по отдельности, просто, как учим цирковые номера) - "нудная практика"
-включаем музыку и в уме простраиваем последовательность, куда и какое упражнение в связи с музыкой мы можем вставить (собаку пока не трогаем)
-начинаем отрабатывать последовательность выполнения под музыку , используя большое количество поощрений ( но мне кажется, не стоит гнать сразу всю последовательность, а лучше блоками, так собака быстрее включается и в музыку и в темп, да и поощрять ее после каждого блока проще, т.к. он короток по времени, и не нужно будет в процессе движений давать собаке лакомство, а только при его помощи вызывать у нее стремление к правильному и осмысленному выполнению приема, это, конечно, мое мнение)
- потом соединяем эти блоки - и нате, получите танец!
Вот здесь не знаю, из личного опыта больше склонна отдавать предпочтение таким способностям собаки, как внимательность к позам и действиям дрессировщика, чем к тому, что она "ассоциирует удар(ы) или определенные музыкальные образы" как сигнал начать программу, или выполнить любимые движения. Ну, может я ошибаюсь.
Мне кажется явный пример этому (опять-таки не танцевальный ), а из спорта - когда ты стоишь на старте стометровки или кросса с собакой, она не ждет звукового сигнала стартового пистолета, вернее ждет, т.к. знает, что он будет, но больше ориентируется именно на спортсмена и его позу, малейшее изменение в действиях дрессировщика (наклон туловища, чуть напряг вперед) мало заметное глазу, может привести к фальшстарту "задолго" до появления звукового сигнала.
Хотя, знакомая собаке музыка, под которую она привыкла работать, будет определенно настраивать ее на рабочий лад, так же как и предшествующая этому обстановка (зрители, танцпол, костюм дрессировщика, реквизит и т.д.)
Елена Соколова писал(а):скорее всего, собака учится реагировать на хорошо заметные темпы
Да, точно, с этим очень даже соглашусь. Но с другой стороны, например мне, поначалу казалось, что Султан на самом деле воспринимает музыку и "научается" выполнять движения именно под нее, причем именно в том темпе, в котором музыка звучит. Я думала, что этим можно пользоваться как "условными рефлексами" при отработке движений в танцевальной композиции. Но в дальнейшем, лично для меня мое же мнение))) оказалось ошибочным. Оказалось, что после нескольких моих "ляпов" (не попадания движений в такт музыки, забыла, что за чем идет) он тоже сбивался и ни о каких движениях на "автомате" под казалось бы заученую определенную музыку, у него не получалось. Зато тогда мне стало ясно и в этом я уверена до сих пор, что в танц.композиции для собаки важна ни сколько музыка, сколько отличный контакт ( т.е. понимание желаний и чувств без слов, на уровне подсознания, ну и конечно навыки выполнять те или иные движения). Хотя не исключаю, что та или иная музыка может нравиться собаке, или наоборот.
Елена Соколова писал(а):Если музыкальные композиции варьируются, теоретически возможно научить собаку выполнят последовательность движений во время примечательных сигналов в музыке, затем начать следующую последовательность опять на примечательных (однако отличных от предыдущих) музыкальных сигналах.
Вот оно ключевое слово - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ движений под определенную музыку! Сультик мне тоже тогда эту мысль подкинул, причем не именно в танце, это я потом уже ее на танцкомп переложила))). Немного отвлекусь от темы танца. Мне нужно было срочненько научить его приносить вещи по названию, ясное дело, чем их было бы больше, тем зрелищнее. Но времени на обучение было очень и очень мало. Тогда я остановилась всего на трех, хорошо ему знакомых. Поводок, ошейник, намордник. Сначала старалась отработать так, чтобы он демонстрировал именно мыслительный процес, но к сожалению, опять таки из-за недостатка времени (надо было сделать за три дня) при разноплановом названии вещей, он частенько терялся и приносил не то, что нужно. Именно тогда пришла мысль сделать сценку, "увязав" вещи одна за одной. Идем гулять, неси ошейник, нужен поводок- неси поводок. Без намордника в автобус не пустят - неси намордник. Благодаря этой последовательности он выучил у меня вещички буквально за один день. И уже не сбивался.
Так и в танце - когда делаешь последовательные движения, да еще стараешься увязать их с определенным музыкальным звучанием, дело идет быстрее.
Елена Соколова писал(а):Обучение или разрешение собаке слишком зацикливаться на музыке может привести к определенной независимости, потере концентрации на дрессировщике и увеличить риск того, что собака будет делать ошибки в программе
Вот это пока не доступно моему пониманию. Что значит "зацикливаться на музыке" и "независимость", т.е. собака сама под музыку начнет танцевать, вне зависимости от того, что делает владелец?
Елена Соколова писал(а):Чтобы научить собаку распознавать музыку, как связующее событие, я начинаю репетировать с музыкой:
- когда я начинаю работу над последовательностью.
- когда я делаю последовательность упражнений приятной путем вариации последовательности и путем использования различных и высоко ценных поощрений.
И, напротив, в отсутствии музыки, я использую меньшее по значению поощрение, практикую более длинную последовательность, и повторю упражнение большее количество раз (нудная практика).
Вот это мне очень понравилось с "технической" или методической стороны. Об этом как-то не задумывалась, а ведь на самом деле так и есть.
Все очень логично;
- нарабатываем комплекс танцевальных упражнений (по отдельности, просто, как учим цирковые номера) - "нудная практика"
-включаем музыку и в уме простраиваем последовательность, куда и какое упражнение в связи с музыкой мы можем вставить (собаку пока не трогаем)
-начинаем отрабатывать последовательность выполнения под музыку , используя большое количество поощрений ( но мне кажется, не стоит гнать сразу всю последовательность, а лучше блоками, так собака быстрее включается и в музыку и в темп, да и поощрять ее после каждого блока проще, т.к. он короток по времени, и не нужно будет в процессе движений давать собаке лакомство, а только при его помощи вызывать у нее стремление к правильному и осмысленному выполнению приема, это, конечно, мое мнение)
- потом соединяем эти блоки - и нате, получите танец!
Елена Соколова писал(а):Большинство собак учится ассоциировать удар(ы) или определенные музыкальные образы в начале музыке, как сигнал начать программу, или некоторые другие хорошо заметные в программе сигналы, как сигналы начать любимое движение.
Вот здесь не знаю, из личного опыта больше склонна отдавать предпочтение таким способностям собаки, как внимательность к позам и действиям дрессировщика, чем к тому, что она "ассоциирует удар(ы) или определенные музыкальные образы" как сигнал начать программу, или выполнить любимые движения. Ну, может я ошибаюсь.
Мне кажется явный пример этому (опять-таки не танцевальный ), а из спорта - когда ты стоишь на старте стометровки или кросса с собакой, она не ждет звукового сигнала стартового пистолета, вернее ждет, т.к. знает, что он будет, но больше ориентируется именно на спортсмена и его позу, малейшее изменение в действиях дрессировщика (наклон туловища, чуть напряг вперед) мало заметное глазу, может привести к фальшстарту "задолго" до появления звукового сигнала.
Хотя, знакомая собаке музыка, под которую она привыкла работать, будет определенно настраивать ее на рабочий лад, так же как и предшествующая этому обстановка (зрители, танцпол, костюм дрессировщика, реквизит и т.д.)