6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Обучение собаки состоит из воспитания (до 8-10 месяцев) и обучения (после 10 месяцев и года). Методы воздействия меняются в зависимости от возраста и пола собаки. При воспитательной работе не применяется наказание, при учебной – применяется, но лишь по мере надобности, без грубости и жестокости. Воспитание начинается с поощрения правильных действий щенка. В основе воспитания лежит стремление щенка к подражанию и постоянная заинтересованность в служении человеку. Поэтому запрещение применяется в мягких формах, интонациями. Прекращение нежелательных действий производится командой «Нельзя!», угрожающим тоном, но без болевых воздействий. Допускается удар свернутой газетой по боку, если щенок хватает вас за ноги – любимейшее занятие щенков колли, пренеприятное для хозяев, - или если щенок таких тапок или книгу и не смотря на все ваши уговоры не выпускает их. Нельзя все шалости прощать щенку и дозволять ему огрызаться на вас: у вас вырастет эгоист, недотрога, держать такую собаку обременительно и часто просто невозможно из-за покусов, наносимых ею. Поэтому хозяева таких испорченных щенков часто избавляются от них в возрасте 8-10 месяцев. Чтобы избегнуть этой участи, всегда правильно ведите себя с собакой. Команду «Фу!» начинают применять не ранее 6 месяцев, да и то лишь в исключительных случаях, так как эта команда всегда подается с умеренным болевым воздействием, иначе она будет пустым звуком для собаки.
Первые шаги к дисциплинированию – кормление в одни и те же часы, с подставки, в одном и том же месте, отсутствие беспричинных подачек, сон на своем месте, запрещение лезть на кровати, кресла, ласка от хозяина и пр. Самая главная и нужная команда, к которой щенка приучают на всю жизнь – это команда «Ко мне!». Давая корм, ласково произнесите кличку щенка и слова «Ко мне!» Эта команда всегда произносится твердо и громко, но никогда – угрожающе. Ни в коем случае не следует наказывать подошедшего по команде щенка, даже если он виноват, иначе в следующий раз собака ни за что не подойдет к вам. Произнося эту команду, избегайте повторений, изменений слов, например «иди сюда».
Наличие у щенка хороших привычек и правильного поведения полностью зависит от времени, которое вы на него потратили, от вашего внимания, выдержки и наблюдательности, от терпения и умения разнообразить свои интонации. Никогда не применяйте в воспитании битье! Всякое битье развивает трусость и портит любую собаку.
Ваш щенок хочет вас слушаться, но не всегда может вас понять. Непослушные собаки – это всегда результат какого-то просчета или ошибки хозяина. Проанализируйте свои действия, и исправьте ошибку. Особенно нужно проявлять настойчивость и терпение, если щенок не послушался. Попробуйте отвлечь его переключением внимания и добиться от него выполнения требуемого. Помните, что нельзя переутомлять щенка продолжительностью занятий. Каждый день занимайтесь с щенком 1-2 раза, но не более 20-30 минут. Заниматься с щенком следует только самому хозяину. Здесь нужно сказать еще об одном, пожалуй самом важном моменте в формировании характера собаки, особенно молодого кобеля. После 7-8 месяцев у собак наступает «переходный возраст», когда они в дикой природе выбирают себе вожака стаи и конечно, сами стремятся в борьбе занять это место. Собаки, животные домашние, переносят эти инстинкты на свою стаю, то есть на вашу семью и на вас, как хозяина. В стремлении стать вожаком стаи в нашей, человеческой жизни наиболее активны кобели. Они начинают «усомняться» в том, что хозяин главнее их и испытывать его на прочность: кто победит? Собака, даже безукоризненно воспитанная, вдруг начинает на прогулках срываться и убегать от вас, отказывается вам подчиняться, иногда даже показывает зубы.
Она испытывает вас, делая все это умышленно, и вы должны строго и во время поставить ее на место, показав что хозяин стаи вы, и она должна вам подчиняться. Делать это нужно без всякой жестокости, побои здесь не уместны. Лучше взять щенка за шкуру двумя руками и хорошенько встряхнуть, при этом громко возмущаясь. Возможно, придется некоторое время гулять с собакой на поводке, не спуская ее. При правильном поведении хозяина и правильном воспитании щенка до этого возраста его претензии на место вожака быстро пройдут, и он снова станет послушным и преданным хозяину. Но может случиться и так, что щенок начнет признавать хозяином другого члена семьи – обычно, если воспитание возложено на ребенка. Например, молодые кобели чаще выбирают в хозяев мужчину, главу семьи, даже если гуляют с ними и кормят их женщины и дети. В таком случае передайте все функции «хозяина» тому, кого выбрал ваш щенок. Суки в этом отношении гораздо спокойнее, поэтому если в вашей семье нет человека, способного поставить молодого кобеля на место, лучше берите суку. В семье для щенка только один человек становится хозяином, все остальные, как и он сам, друзья, члены стаи, но не более.
Гуляя со щенком, побегайте с ним, вовлеките в игру, хвалите за бег и резвость, но ни на секунду не теряйте контакт с ним. С поводком играть не давайте, берите для игры плотный поясок, колечко, мячик. Любому щенку, еще мало чего понимающему в жизни, очень хочется самому быть вожаком его стаи, поэтому ему совсем не нравится, когда его ведут куда-то на каком-то непонятном шнурке , да еще не дают ухватиться за него зубами. Поэтому, чтобы избежать на прогулке конфликтов, берите с собой плотный поясок, держа его в правой руке, а поводок в левой. Щенок может трепать поясок в зубах, сколько угодно, и идя так с вами он будет думать что это он ведет вас на прогулку, а вам нечего волноваться, ведь настоящий поводок у вас в руках. Если щенок чего-то испугался (их часто пугают незнакомые предметы), подзовите его, приласкайте, подведите к предмету и дайте понюхать его и разглядеть, успокойте ласковыми словами. Щенок поймет что ничего страшного в предмете нет.
Не разрешайте щенку гоняться за кошками. Между животными не должно быть вражды. Доброжелательность ко всему живому – породный признак колли, сохранять все живое профессия колли и ее обязанность. Кроме того, кошки по своей природе агрессивны, они норовят вцепиться в глаза собаке и могут оказаться переносчиком болезней и ушных чесоточных клещей.
Летом, когда вода станет теплой, можно начинать приучать щенка купаться, но ни в коем случае не принуждайте взрослую собаку или щенка к этому и не тащите насильно в воду! Этим вы привьете на всю жизнь отвращение к воде. Между тем плавание и купание очень полезны, развивают грудную клетку, конечности и мускулатуру, повышают уровень обмена веществ. Но с другой стороны, многие колли упорно отклоняются от купания даже в сильную жару, по-видимому из-за обильной шерсти и плотного подшерстка, которые не просыхают даже за сутки. А на нежной коже собаки образуются опрелости и раздражения, не видимые хозяину.
В возрасте от одного до двух месяцев щенок осваивает кличку (без искажений и ласкательных суффиксов), подзыв «ко мне!» и команду «место». Произношение команд должно быть четким, интонация спокойная и ласковая, никаких паразитических слов и синонимов. Применяйте как можно меньше повторений, произносите команды раздельно и четко. Нельзя допускать такие фразы как «не лежать, а сидеть, тебе говорят!», щенок не в состоянии понять вас, у него нет способности анализировать. Он слышит две команды сразу, не знает, какую выполнять, начинает нервничать и бояться.
Играя, щенок засыпает где попало, чтобы приучить его к месту как только он заснул, перенесите его на лежак, приговаривая «место, хорошо, место!». Отправляйте собаку на место всегда, когда она вам мешает: пришли ли гости, надо вымыть или подмести пол, либо щенок попрошайничает, мешая вам обедать. Сначала придется переносить его на место, потом подводить к месту и насильно укладывать, добиваясь того чтобы собака не шла вновь за вами. Конечно, нельзя требовать столь тщательного выполнения команды от маленького щенка, но со временем все получится. Вспомогательная команда «Хорошо!» воспитывается как поощрение, и применяется в течение всей жизни собаки, означает для собаки одобрение хозяина, особенно в тех случаях когда она работает на большом расстоянии. Так же при выработке приемов «рядом!» и «Вперед!», за выполнение которых лакомство собаке не дается. Всякий раз, поощряя собаку лакомством и лаской, не забывайте восклицать «Хорошо!». Ласкать собаку тоже нужно умело. Лучше как можно реже применяйте оглаживание, оно создает электрические разряды, которые неприятны собаке, а маленькому щенку даже легкое, но частое надавливание испортит хрупкие спину и лапы. Если вы понаблюдаете, то заметите, что собаки, играя, никогда не лижут друг друга. Желая приласкать, они перебирают или слегка покусывают друг другу шерсть, как бы выгрызая блох. Щенок тоже может ответить так на ваши действия и ласку, и если он больно прищемит вам кожу, не ругайте его, наказание не будет понято. Наиболее приятная для собаки ласка – это почесывание шерсти концами пальцев под мордой и на шее, там, где собака не достает сама, поглаживание щек, головы под хрящами ушей, что так же является положительным массажем, заставляющим собаку ставить уши в их верхнее красивое положение.
От двух до трех месяцев щенок осваивает команды «Рядом!», «Сидеть!», «Гуляй!». В это же время совершенствуется выполнение приемов «Ко мне!» и «Место!», продолжается воспитание команды «Хорошо!». В этом возрасте оказаться с щенком на прогулке без лакомства – просто преступление! Удобно для поощрения применять кусочки не острого и не жирного сыра, нарезанные мелкими квадратиками, лучше не применять конфет и сладостей, они нарушают обмен веществ и способствуют коньюктивитам. Поощрение хлебом, печеньем или сухарями должно быть ограниченным, это ощутимая добавка к рациону, в связи со своим углеводным составом ведущая к тучности собаки. Конечно, ваш питомец будет с радостью выполнять все приемы за мясо и колбасные изделия, но в кармане в жару в полиэтиленовом пакете они могут быстро испортиться.
От трех до четырех месяцев осваиваются приемы «Вперед!», «Лежать!» и очень тщательно отрабатывается команда «Рядом!». В этом возрасте нужно научить щенка по команде «Ко мне!» обходить вас с правой стороны и садиться у левой ноги, а по команде «Рядом!» занимать место слева от вас. При поощрении любого приема с каждым разом увеличивайте время перед дачей лакомства. За одно занятие отрабатывается только один новый прием и шлифуются предыдущие, уже освоенные ранее. Очередной прием вводится не чаще, чем раз в две недели. Торопиться и спешить не следует. Упуская время обучения щенка сегодня, не думайте что его можно будет наверстать завтра более интенсивными занятиями. Обучение идет от простого к сложному. Новый прием всегда начинайте отрабатывать в привычной для щенка атмосфере, в квартире или во дворе. Хорошо усвоенный прием далее отрабатывается на прогулке.
Нельзя злоупотреблять страстным желанием колли учиться! В стремлении работать колли не имеют чувства меры и не способны к самосохранению. В трех случаях колли может сама загнать себя до смерти: при беге с велосипедом, при ездовой работе и буксировке лыжника. Поэтому хозяин должен внимательно следить за окраской языка работающей собаки. Если язык из розово-красного стал темно вишневым или лиловым (из-за венозной крови), это значит что собака сильно переутомлена и ей немедленно нужен отдых в свободной рыси, шаге, но не в покое!
От четырех до пяти месяцев щенок осваивает очень важный прием – отказ от найденного на земле подброшенного корма. Это легко, если собака уже приучена ничего не подбирать с земли. Возьмите щенка на поводок и пройдите в таком месте, где валяется много пищевых отходов. Если щенок не реагирует на них, похвалите его и повторите упражнение, чтобы быть уверенным в собаке. При попытке схватить отбросы резко крикните «Фу!» и сильно дерните поводок. Запомните, что сначала надо дать команду и лишь потом применять болевое воздействие, иначе оно не будет понято собакой. Если щенок, сообразив что от него требуют, выплюнул корм, то похвалите его, давая своим счастливым голосом понять, что он сделал все как надо. Но все равно проведите его мимо этого страшного места еще раз. Если обучение не было понято и щенок продолжает хватать отбросы, повторите урок. К особо агрессивным и жадным до еды собакам применяются другие методы тренировки, с использованием помощника. У таких щенков не стоит пытаться вытаскивать корм изо рта, и нельзя, обучая, наказывать их рукой – это приучает их огрызаться и всерьез кусать хозяина. Собаку, усвоившую урок, проведите мимо страшного места через один-два дня, и вновь понаблюдайте ее реакцию. При попытке убежать успокойте и начните занятие сначала. Если все проходит успешно, повторяйте прием в других местах при других обстоятельствах, добиваясь полного отказа от найденного на земле и подброшенного корма. Полезно чаще гулять вблизи учебно-дрессировочных площадок, приучая собаку к выстрелам, но делать это надо постепенно, чтобы щенок не испугался на всю жизнь. Ни в коем случае не следует водить щенков со слабой нервной системой на салюты и другие «шумные» мероприятия, ну а сильного, обученного, не пугающегося щенка стоит приучить и к таким звукам.
Когда ваша собака уже привыкла к шумным магистралям и большому количеству людей, начинайте отработку усвоенных приемов и в таких условиях, добиваясь полного послушания и выдержки.
От пяти до шести месяцев щенок осваивает подноску предметов, брошенных хозяином, команда «Апорт!», и самый трудный из приемов послушания – команду «Стоять!». При отработке этой команды лучше использовать какое-либо возвышение, с которого собаке трудно спрыгнуть, что уменьшает частоту срывов, ведь главное в этой команде – выдержка во времени при увеличении расстояния до хозяина.
От шести до семи месяцев окончательно отрабатывается прекращение нежелательных действий командой «Фу!» с несильным болевым воздействием. Если собака огрызается при попытке извлечь у нее из пасти кости, пищевые отходы, тряпки, и не реагирует на команду «Фу!», то кроме рывка поводком так же используется удар плеткой, прутом, но не рукой. При попытке брать отходы лучше, если собаку будет ударять чужой человек, неожиданно появившийся из укрытия. Обучают приему «Место!» на улице. Собака должна лежать возле оставленной вами вещи, по команде «Ко мне!» подходить к вам и по команде «Место!» возвращаться обратно, ложиться возле оставленного предмета. Прием отрабатывается постепенно, со временем усложняется: добиваются выдержки при отходе хозяина, выдержки при команде «КО мне!» у ноги, более правильной посадки, укладки, длительности перед вознаграждением.
В восемь месяцев обучают щенка отказу от корма, предложенного посторонним. Этот прием отрабатывается также с болезненным воздействием, поэтому если собака в 8 месяцев еще выглядит «ребенком», отработку этого приема следует отложить, иначе щенок станет бояться людей. Прием отрабатывается так: незнакомый человек подходит к собаке и предлагает ей корм с руки. Если она взяла его, он быстро щелкает ее по носу или хватает за морду и убегает. В дальнейшем прием усложняется – действие происходит в отсутствие хозяина, корм дается знакомым человеком, корм кидается с воздуха (то есть собака видит, что болевого воздействия не последует, так как рука далеко от ее морды). При отработке приема не разрешайте собаке бить лапой по руке с лакомством и просительно лаять. Она должна отворачиваться и отходить в сторону, не проявляя никаких эмоций. В качестве «посторонних» нужно использовать умелых собаководов, которые достаточно честны, чтобы не скормить вашему щенку лакомство и не испортить его воспитания.
От девяти до десяти месяцев отрабатывается безотказность в выполнении всех пройденных приемов в обстановке любой сложности и при выдержке до 30 секунд, а на приемах «Сидеть!» и «Лежать!» до минуты. При выполнении собакой команды «Стоять!» хозяин должен отходить от нее не меньше чем на 15 шагов, а она не должна двигаться и менять положение. После десяти месяцев, а иногда, при позднем формировании щенка, и после года, можно включаться в групповые занятия на учебно-дрессировочной площадке. При этом преодолевание препятствий нужно отрабатывать в самую последнюю очередь, начиная с самых небольших высот. Чем меньше прыгает молодая собака, тем красивее ее задние ноги. Чем больше она бегает рысью, тем лучше ее телосложение – линия верха корпуса, форма грудной клетки, углы сочленения суставов и параллельный постав ног, правильность движений. Занятия на площадке развивают собаку физически и умственно, поднимают ее жизненный тонус, приносят ей сознание своей полезности и счастье полного контакта с хозяином. Но и для хозяина творческое обучение своего питомца является всегда удовольствием и «душевным бальзамом».
Если воспитание служебной собаки возложено на ребенка, будьте готовы к тому, что несмотря на великолепные природные задатки щенок по мере развития становится все более шалопаем и «шутом гороховым», то есть вечно шалящим, не умеющим сосредоточиться на конкретной работе. К сожалению, как и для людей, дурной пример заразителен. Только самое серьезное отношение взрослых к воспитанию и обучению собаки с самого первого дня дает хорошие результаты.
С первых дней ваш щенок быстро научился понимать вас, он полон доброй воли и стремится к контакту с вами. Научитесь и вы правильно понимать его, и очень скоро ваше «хобби» - воспитание служебной собаки – будет приносить вам больше радости и удовлетворения, чем любое другое увлечение, ведь не только мы любим свое «хобби», но и оно любит нас! Собаководство – это вседоступный спорт, легкий, занимательный, это прекрасное средство пробуждения лучших сторон человека, не говоря уже об общеизвестном факте, что общение с собакой есть наилучшее средство для снятия стрессов и напряжений нашего скоростного и бурного времени, кроме того, каждодневные прогулки с собакой сохранят и укрепят ваше здоровье.
Чтобы допустить поменьше ошибок в вашем самостоятельном обучении своего питомца, запомните и выполняйте следующие несложные правила (16 советов и запретов):
1. Каждая команда всегда дается одним и тем же словом и в одной и той же интонации.
2. Каждое действие собаки, выполненное правильно, обязательно поощряется командой «Хорошо!», ласковой интонацией и лакомством.
3. Не переутомляйте щенка и не надоедайте ему обучением. Наблюдайте за ним, все занятия должны строится на его заинтересованности, игре, желании действовать.
4. Не оставляйте собаку в дураках, не унижайте ее, не забавляйтесь ею или ее работой, не шутите с собакой и не работайте с нею шутя. Занятия с собакой всегда должны завершаться ее успехом, вашим удовольствием и удовлетворением, обязательным поощрением собаки.
5. Старайтесь предвидеть действия собаки и опережайте их командой.
6. Никогда не теряйте терпения! Если собака не поняла, что вы от нее хотите, не спешите раздражаться. Очень возможно, что она действует успешнее, как собака, чем вы как дрессировщик и человек. Спокойно проанализируйте ситуацию и вернитесь к более простому приему, сократите выдержку. Возможно, вы нарушили постепенность в усложнении.
7. Как начальное обучение, так и отработка сложных приемов и трюков основываются на индивидуальных способностях собаки, поэтому единый для всех дрессировочный стереотип вреден, и в каждом отдельном случае важна наблюдательность и индивидуальный подход.
8. Одновременно обучают собаку только одному новому приему, и только освоив его, переходят к следующему.
9. Откажитесь от воздействия на собаку, если вы потеряли контроль над собой, нервничаете или сильно раздражены. Не пытайтесь управлять собакой даже при самом слабом опьянении, рискуете надолго, если не навсегда, потерять контакт с ней.
10. Не ловите и не хватайте собаку неожиданно для нее, если она не подошла на ваш зов, иначе она совсем перестанет подходить. Обман доверия не проходит безнаказанно. Особенно глупо наказывать за медленный подход.
11. Не дразните собаку и не подзывайте ее, когда она не может подойти. Берегите свой авторитет как хозяина и не нарушайте ее доверия.
12. Не занимайтесь обучением после сытой еды собаки.
13. Не учите щенка приемам, требующим силы и ловкости взрослого животного.
14. Никому не позволяйте командовать своей собакой, особенно чужим.
15. Обучение собаки никогда не кончается. Научитесь это делать творчески и изобретательно, научитесь извлекать из этого удовольствие для себя.
16. Не торопитесь приходить к заключению, что ваша собака глупа. Она может расходиться с вами во мнениях, полагая, что кое в чем вы разбираетесь явно хуже, чем она сама. Это может иметь место, если вы как воспитатель ошибаетесь часто, исправляетесь редко, а к своим ошибкам снисходительны.
Вся история развития и использования породы колли иллюстрирует, насколько многогранна и разнообразна полезность собаки человеку, как расцветают и расширяются по возможностям деловые качества рабочей собаки, когда она является сотрудником и товарищем, а не лишенным инициативы рабом. Когда собака действует преодолевая под час большие трудности и лишения не из-за боязни гнева хозяина, а из-за любви к нему.