Yes

Учебно (научно)-исследовательская деятельность

Конференции, семинары, экскурсии, учебные занятия, выставки и соревнования

Сообщение
Автор
18-03, 09:14
Продуктивный реферат. Это более сложная работа, чем простые школьные рефераты. Ниже мы рассмотрим, что это за работа, какие виды продуктивных рефератов бывают, как их правильно писать и оформлять.

Понятие продуктивного и репродуктивного реферата
Начнем с того, что реферат может быть репродуктивным и продуктивным.
Первый из них происходит от французского слова reproducüon, обозначающего воспроизведение.
Это простая работа, требующая детальное или краткое изложение одного или нескольких источников информации. Репродуктивные рефераты обычно задают писать в школе, так как они просты и не требуют особого напряжения мысли.

Противоположно им продуктивный реферат пишется для того, чтобы человек мог творчески переосмыслить материалы на заданную тему. Его обязательной составляющей является наличие вашей объективной оценки рассматриваемой темы. «Продуктивный» означает создающий ценности, приносящий продукты. Именно продуктивные рефераты задают учащимся, чтобы в дальнейшем они могли выполнить более трудную дипломную работу, требующую глубокого анализа и творческого подхода при создании собственной ценности для общества.

Виды продуктивного реферата

Продуктивные рефераты делят на рефераты-обзоры и рефераты-доклады.

Реферат-обзор подразумевает наличие анализа мнений разных авторов. Если в репродуктивном реферате достаточно написать, что «Екатерина II внесла большой вклад в развитие образования в России», то в продуктивном реферате-обзоре необходимо пользоваться конструкциями: «По мнению историка Иванова…», «В противоположность ему ученый Петров считает…», «Аналогичного мнения придерживается и автор Сидоров…». При этом каждое из мнений разных авторов нужно подтверждать конкретными примерами из соответствующих источников.

Задача такого реферата сводится не столько к пересказу какой-то темы, представленной конкретным автором, сколько к сравнению мнений разных авторов. Не секрет, что в разных науках ученые придерживаются зачастую противоположных мнений, которые могут быть как объективными (подтверждаться фактами), так и субъективными. Сравнивая разные мнения, вы в итоге можете сделать выводы о том, насколько проработан научным сообществом тот или иной вопрос.

Реферат-доклад позволяет детально рассмотреть конкретный вопрос и дать его объективную оценку. Здесь необходимо выдвигать определенные тезисы и подтверждать их с помощью каких-либо материалов. Сделать это вам помогут такие конструкции: «Из сохранившихся архивных материалов следует, что…», «Данное утверждение подтверждают найденные при раскопках останки…».

Если преподаватель дал задание написать реферат на произвольную тему или выбрать ее в рамках определенного направления, берите так называемую проблемную тему. Это означает, что в ходе написания реферата вам предстоит прояснить конкретный научный вопрос. Например, если тема «Основы воспитания и дрессировки собак» обещает просто познакомить читателя с тем, что уже давно известно, то формулировка «Влияние индивидуального подхода дрессировщика на формирование у собаки необходимых навыков" призвана выявить нечто новое и ценное для современности в данной тематике. Выбор проблемной темы поможет вам больше развернуться в плане анализа и выводов, так как именно умение аналитически переосмыслить материал будет оцениваться преподавателем.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
18-03, 09:24
Изображение

:grin: :arrow: topic168-210.html - Аттестационные занятия в клубе "Кинолог"

Ребята, для прохождения аттестационных процедур перехода на 3-й год, или завершение образовательной деятельности по программе "Подготовка кинологов", вам необходимо написать реферативную (учебно-исследовательскую) работу.

Для прохождения аттестации, вы можете выбрать тот или иной вид предоставления материала:

Для ребят 2-го года обучения

1. Реферат-конспект (защита на клубной конференции)
2. Реферат-обзор (защита на клубной конференции)
3. Реферат-доклад (защита на клубной конференции или конференции НОУ)
4. Учебно-исследовательская работа (Защита на конференции НОУ)

Комплектность доклада (2-й год обучения):
Титульный лист - 1 стр.
Содержание - 1 стр.
Введение - 1-1,5 стр.
Основная часть работы - 6-7 стр.
Заключение - 1 стр.
Обзор литературных источников - 1 стр.
Итого , материал доклада должен быть размещен на 11- 12 страницах, не считая приложения.

Для ребят 3-го года обучения

1. Реферат-доклад (защита на клубной конференции или конференции НОУ)
2. Учебно-исследовательская работа (Защита на конференции НОУ)
3. Научно-исследовательская работа (Защита на конференции НОУ)

Комплектность доклада (3-й год обучения):
Титульный лист - 1 стр.
Содержание - 1 стр.
Введение - 1-1,5 стр.
Основная часть работы - 10 стр.
Заключение - 1 стр.
Обзор литературных источников - 1 стр.
Итого , материал доклада должен быть размещен на 15 страницах, не считая приложения.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
18-03, 09:38
Изображение

Обзор первой страницы форума:
Вы узнаете:
zzz_040.gif В чем отличие научно-исследовательской деятельности от учебно-исследовательской.
zzz_040.gif Что такое реферат и как правильно его оформить

Ознакомитесь с
zzz_040.gif ПАМЯТКОЙ участнику клубной конференции, выступающему с докладом
(реферат, учебно - научно – исследовательская работа)
zzz_040.gif Структурными элементами учебно-исследовательской работы
zzz_040.gif Очень хорошим и полезным сайтом, для тех кто готовит исследовательские работы и проекты!

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
24-03, 08:21
Очень хороший и полезный сайт, для тех кто готовит исследовательские работы и проекты!

zzz_040.gif https://obuchonok.ru/vvedenie

Титульный лист исследовательской работы и проекта :arrow: https://obuchonok.ru/titulniy-list

Введение исследовательской работы и проекта :arrow: https://obuchonok.ru/vvedenie

1. Актуальность темы исследования
2. Проблема, на решение которой направлено исследование
3. Объект и предмет исследования
4. Цель исследовательской работы
5. Задачи исследовательской работы
6. Гипотеза (предположение)
7. Основные этапы работы, организация
8. Методы исследования
9. Научная новизна исследования
10. Теоретическая значимость работы
11. Практическая значимость работы
12. Характеристика основных источников информации.

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
24-03, 08:22
Изображение ПАМЯТКА
участнику клубной конференции, выступающему с докладом
(реферат, учебно - научно – исследовательская работа)


Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуем воспользоваться советами изложенными ниже:

1 . При подготовке к защите работы, помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:
• Почему вами выбрана именно эта тема?
• Цель и задачи исследования
• Актуальность работы, ее практическая значимость
• Что известно из литературы по теме Вашего исследования? (Очень коротко).
• Какие методы сбора материала использовались и почему?
• Какие выводы сделаны лично вами?

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.

3. Чтобы говорить без «бумажки» не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать
(см. п. 1) и выбрать из основного содержания доклада основные факты и утверждения, раскрывающие его суть.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы, фотографии, презентационные материалы и т.д.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми и хорошо видимыми сидящим в аудитории и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписаны или иметь расшифровку условных обозначений, а так же иметь необходимый для этого формат.

5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться в соответствии и по ходу изложения материала.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, при этом нужно повернуться к слушателям лицом, боком, но не стоять к ним спиной.

Критерии оценки докладов. За каждый из этих пунктов начисляются баллы

1. Формулировка темы: (соответствие содержанию работы, содержание проблемы)
2. Актуальность темы, практическая значимость работы
3. Постановка цели и задач: (наличие, четкость, соответствие содержанию и выводам)
4. Изложение материала (презентация доклада), обоснованность терминологии, научная лексика.
5. Полнота раскрытия темы, наличие заключения, главный вывод
6. Ответы на вопросы комиссии

В процессе защиты реферата - доклада (учебно-исследовательской работы) жюри так же обращает внимание на :

- глубокое знание исследуемой темы
- свободное владение материалом
- четкость, логичность изложения материала
- умение анализировать, обобщать факты, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения
- изложение материала в строго определенное время (5-7 мин.)
- наличие, качество, грамотное использование наглядного материала

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
30-03, 16:23
Обратите внимание!

При написании любой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п.
Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него.
Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем».
Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение экономического опыта свидетельствует о том, что....», «на основе выполненного анализа можно утверждать....», «проведенные исследования подтвердили....» и т.п.


И очень подробный и полезный материал по написанию учебно-исследовательской работы.
:arrow: http://sochi-schools.ru/ebc/im/d_216.pdf

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
02-02, 18:24
Социологическое исследование

zzz_040.gif Методы сбора социологической информации

К методам сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации относятся:

:grin: анализ документов;
:grin: социологическое наблюдение;
:grin: опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
:grin: социальный эксперимент;
:grin: некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Опрос самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к респондентам. В социологии 90% всей получаемой информации приходится на этот метод.
При подготовке учебно-исследовательских работ ребята часто используют данный метод сбора данных.
Чтобы лучше понять суть данного метода давайте разберем, что же такое социологический опрос и анкетирование, в чем их общность и отличие.

Современная наука классифицирует социологические опросы по
нескольким основным принципам:


:arrow: По методике проведения
устные
письменные
По методу взаимодействия с аудиторией
индивидуальные
групповые

Существует классификация социальных опросов :arrow: по месту проведения (дома, на улице, на работе, в больнице, в местах лишения свободы и т. д.).

:arrow: По степени формализации выделяют свободные (недирективные, неформализированные), фокусированные (полуформализированные) и полностью формализированные — жестко направленные на получение конкретных эмпирических данных.

Непосредственные и опосредованные
В зависимости от того, как именно осуществляется получение необходимой информации от опрошенных лиц, соц.опрос может быть непосредственным или опосредованным. Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его часто проводят представители прессы.
Опосредованный (заочный) соц.опрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т. д. Для его проведения, как правило, составляется специальная анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. Результаты этого анкетирования интерпретируются для получения нужных социологу данных.

Сплошные и выборочные
Социологический опрос может проводиться с использованием случайной или заранее подобранной по нужным исследователю критериям выборки. Сплошное исследование предусматривает стихийный опрос респондентов разного пола, возраста, социального статуса и уровня образования. Оно охватывает всю совокупность респондентов (например, членов организации).
Выборочный соц.опрос предусматривает выбор аудитории в соответствии с предметом исследования ‒ уменьшенную копию генеральной совокупности.

:arrow: Индуктивный и дедуктивный подход
При проведении социологического опроса (составлении анкеты) исследователь может использовать принципы индукции и дедукции. При выборе индуктивного метода вопросы социологического опросника продумываются в логичной последовательности от частного к общему.
Составленная по дедуктивному методу социологическая анкета выявляет частные эмпирические данные через предоставление респонденту общих вопросов. Это в основном касается программно-тематических (результативных, содержательных) вопросов, которые выявляют мотивы поведения, установки, знания или убеждения общественности.

Этапы проведения опроса
Основными стадиями проведения социологического опроса (как и другого исследования в сфере социологии),
по Ю. Г. Волкову и В. И. Добренькову, являются:

- выбор предмета исследования;
- обзор необходимой литературы;
- построение рабочей гипотезы;
- выбор программы исследования;
- непосредственный сбор данных;
- анализ результатов.

Выводы на основании собранных данных.
Обработка и анализ результатов социологического исследования (опроса) включают в себя редактирование, кодирование, статистический анализ и дальнейшую интерпретацию полученной информации.
:!: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%BE%D1%81

Таким образом, опрос является одним из основных методов получения данных о состоянии общественного и группового сознания, о мнениях людей и их оценках различных социальных явлений и процессов. Опросный метод представляет собой достаточно гибкий инструмент сбора информации и может быть реализован в различных формах — устной и письменной, очной и заочной и т.д. Опросы незаменимы в тех ситуациях, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению; в таких случаях опрос становится главным методом сбора информации. Как правило, в конкретных исследованиях опросы дополняются методами контент-анализа, наблюдения и эксперимента.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
02-02, 18:39
Опрос может проводиться в форме:

анкетирования;
интервью.


Опрос, проводимый в письменной форме, называется анкетированием — это самый распространенный метод сбора информации о человеческой субъективности, т.е. о мыслях и чувствах людей, их мнениях и настроениях, жизненных планах. Анкетирование может быть индивидуальное и групповое, очное и заочное (например, через почту, газету, журнал и т.д.).

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются:
вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен.
Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

Пример социологического опроса :arrow: https://mert.tatarstan.ru/Interrogation ... vices.html

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
02-02, 18:46
Интервьюирование это целенаправленная беседа исследователя с респондентом, позволяющая получить более глубокие и точные сведения об индивидуальных особенностях сознания людей.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:

:grin: формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
:grin: полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
:grin: неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

Требования к процедуре интервью
Качество интервью, т.е. получение откровенной и достоверной информации, зависит от многих факторов. Среди них атмосфера доброжелательности, тактичное поведение интервьюера, постепенное «вхождение» в тему — от простых вопросов к сложным, отсутствие намеренного или непроизвольного навязывания интервьюером своей позиции.

Вводная часть интервью должна быть лаконичной, не отвлекать респондента от основной темы опроса.

Например: «Здравствуйте! Я представитель Центра социологических исследований, изучающего отношение населения к новым видам туристских услуг. Вы предпочитаете проводить отпуск дома, на даче, или на курортах?..» Если «молниеносный» контакт не завязывается, интервьюер должен в течение 2-3 мин попытаться уговорить потенциального респондента. В случае неудачи попытку следует прекратить и приступить к отбору следующего респондента, согласно инструкции по выборке.

Интервьюер обязан спокойно, без раздражения дать полные ответы на все вопросы респондента, касающиеся темы и цели опроса (разумеется, в рамках своей компетенции), и обязательно подчеркнуть, что опрос анонимный, что респондент имеет полное право на любые формы ответов, а также на отказ отвечать.

Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным. Опрос не должен превращаться в допрос!

В процессе беседы роль ведущего постоянно должна быть у интервьюера. Чтобы овладеть этой ролью, ему необходимо досконально знать содержание бланка-интервью, помнить очередность вопросов, что поможет избежать длительных пауз.

Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только регистрировать его мнение, но не комментировать его. Должны быть исключены собственные оценки, неодобрительные замечания во время общения с респондентом, проявления равнодушия, безразличия. Более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник. Это может быть одобрительный кивок, улыбка и т.д. Если респондент спрашивает о точке зрения интервьюера на обсуждаемую проблему, тот должен объяснить, что его функция — выяснить различные мнения, а не навязывать свое.

В случае, когда респонденту непонятен вопрос, его нужно повторить еще раз; если он опять непонятен, кое-где усилить акценты. Если вопрос непонятен респонденту после повторного прочтения, этот факт зафиксируется и интервьюер переходит к следующему вопросу. Объяснять респонденту суть вопроса можно л ишь тогда, когда это предусмотрено инструкцией.

Задавать вопросы нужно в той последовательности, в которой они изложены в бланке. Каждый предыдущий вопрос должен быть как бы введением к последующему, что гарантирует непрерывность и последовательную логику беседы.

Вопрос может быть пропущен только в случае, если на этот счет в бланке-интервью есть специальные указания.

В ситуации, когда ответ не отличается конкретностью или однозначностью, интервьюеру целесообразно попытаться уточнить позицию респондента, задав наводящие вопросы типа: «Эта мысль интересна. Смогли бы вы объяснить ее подробнее?», или «Значит, вы считаете, что...,» или «А точнее, что именно вы имеете в виду?»

Причиной отказа от ответа нередко бывает некомпетентность респондента или нежелание огласить свою позицию, кажущуюся ему несовместимой с общепринятой. Уловив это обстоятельство, интервьюер может сказать: «Наверное, я не совсем ясно зачитал вопрос. Позвольте, я повторю его», или «Данная проблема действительно сложная, порождающая различные мнения, что вполне правомерно. И все-таки мне было бы интересно узнать по этому поводу ваше личное мнение».

Регистрировать ответы проще всего в формализованном интервью, когда интервьюер обводит ответы респондента по заранее проставленным числовым кодам. Свободное интервью предполагает «стенографирование» ответов. Для ускорения записи рекомендуется использовать ряд обозначений (их круг может быть расширен самим интервьюером).

По форме вопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.
К закрытым вопросам «прилагается» заранее сформулированный полный набор ответов.
К полузакрытым — максимум заранее сформулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа.
Открытый вопрос предполагает только свободный ответ респондента.
Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все варианты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными, когда сумма всех вариантов ответов равна 100 %, и не альтернативными, когда предоставляется возможность выбора нескольких вариантов, в результате чего сумма ответов может превысить 100%.

Если в перечне ответов не предусмотрена позиция «затрудняюсь ответить», отсутствие ответа кодируют отдельно.

Логическая последовательность вопросов в интервью (как правило, от простых к сложным) предопределена структурой предмета исследования, а также психологическими требованиями к коммуникативному процессу. Важно, чтобы интервью не начиналась с вопросов, способных насторожить, а то и отпугнуть респондента.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
02-02, 20:47
Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.

Социологическое наблюдение — это метод целенаправленного зрительного и слухового восприятия фактов. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие особенности:

:arrow: подчинено исследовательским целям и задачам;
:arrow: имеет план, процедуру сбора информации;
:arrow: данные фиксируются в дневниках наблюдения, фото- или кинопленках, видеозаписях и т.д.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.

:grin: По степени формализации выделяют следующие виды наблюдения:

структурированное (контролируемое) — исследователь заранее определяет элементы наблюдения и сосредоточивает на них внимание;
неструктурированное (неконтролируемое) — наблюдатель определяет и фиксирует объекты в процессе наблюдения.

:grin: По положению наблюдателя выделяют:

включенное наблюдение — предполагает непосредственное участие исследователя в изучаемых процессах;
не включённое наблюдение — исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. является сторонним наблюдателем.

Включенное наблюдение делится на:

открытое — наблюдение проводится с согласия наблюдаемых;
скрытое (инкогнито) — участникам группы неизвестно, что за их поведением наблюдают.

:grin: По условиям организации наблюдения подразделяются на:

полевое — проводится в естественной обстановке, в реальной жизни;
лабораторное — в закрытых искусственно созданных для наблюдаемой группы условиях.

:grin: По регулярности проведения наблюдение делится на:

систематическое — проводится по строго определенному графику;
случайное — фиксируются случайные, интересные, по мнению исследователя, факты.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
02-02, 20:54
Классификация наблюдения
Разновидности данного метода классифицируются по нескольким основаниям (рис. 1), таким, как:

степень формализованности (неструктурированное и структурированное);
степень участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное);
место проведения, условия организации наблюдения (полевое и лабораторное);
регулярность проведения (систематическое и несистематическое).

Изображение

Неструктурированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении у наблюдателя нет детального плана действий, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования.

Структурированное наблюдение проводится, если социолог располагает достаточной информацией об объекте исследования, способен заранее определить значимые элементы изучаемой ситуации, составить подробный план и инструкции для фиксации результатов. Этому типу присуща высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы, бланки.

Включенным наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито и наблюдаемые не могут выделить его среди членов группы, коллектива; в других — участвует в деятельности наблюдаемой группы, не скрывая своих исследовательских целей. Конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых строится в зависимости от специфики ситуации и исследовательских задач.

Полевым называется наблюдение, протекающее в естественных для наблюдаемых условиях. Привычность обстановки, в которой изучается объект, много дает для правильного понимания поведения, действий наблюдаемых.
В тех ситуациях, когда требуется особая тщательность, подробности в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (смартфон, фото-, видео-камера).

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т.д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

Несистематические наблюдения — как правило, такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией.

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь его наиболее значимые особенности. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
:arrow: https://www.grandars.ru/college/sociolo ... eniya.html

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/

Сообщений: 26 Пред. 1, 2 След. Страница 2 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron