Yes

Третий год обучения

Дополнительная информация открытого доступа

Сообщение
Автор
03-04, 09:23
Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
03-04, 10:36
Тема "Зоопсихология собак и физиология дрессировки"

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
03-04, 10:47
Иерархия стайных взаимоотношений.

Роли в стае
Многие из нас слишком очеловечивают своих домашних любимцев и тем самым совершают серьёзную ошибку, создавая проблемы как себе, так и питомцу. Чтобы научиться жить с собакой во взаимном комфорте, придётся понять и принять её картины окружающей действительности.
На самом деле всё очень просто. Близкое окружение, в котором живёт ваш пёс, воспринимается им как своя стая. А вот как в ней распределяются главные и второстепенные роли, зависит от человека — только он вправе быть режиссёром этого действа. И лишь один вариант может считаться приемлемым: собака должна занять в иерархии семьи нижнюю ступеньку, стать младшим членом вашей стаи. Любые другие взаимоотношение неправильны, а в отдельных случаях — и очень опасны.
Конечно, огромный волкодав, возомнивший себя вожаком или хотя бы равным хозяину, способен наделать куда больше беды, чем маленький песик — но правила есть правила, и они неизменны для любой породы собак. Тем более что мир отнюдь не ограничивается рамками своей стаи — он намного больше, сложнее, и ваш питомец должен адекватно повести себя в любой ситуации.

zzz_040.gif Е. Н. Мычко, В. А. Беленький Социальная организация собачьей стаи https://knigogid.ru/books/220142-social ... tai/toread

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
03-04, 10:48
Волчья стая

Изображение

Чтобы лучше понять собачью психологию, сравним её со взаимоотношениями у ближайших диких родственников — волков. Не стоит искать здесь прямых соответствий, ведь за много тысячелетий жизни рядом с человеком собаки успели не только воспринять новые правила игры, но и закрепить их на генетическом уровне. Это домашние животные, которые во многом кардинально отличаются от своих диких предков.
И всё же — как строится и по каким законам живёт волчья стая? Возглавляет её вожак, и это совсем необязательно старый мудрый Акела, знакомый нам по детской сказке. Наверху иерархической лестницы стоит альфа-пара, за ней следует бета-ступень и так далее по греческому алфавиту. На низшем омега-уровне находятся бесправные и беззащитные волчата, о которых заботится вся стая. Старики имеют право на доживание в семье — их не убивают и не обделяют.
Конфликты внутри стаи недопустимы, а роли чётко распределены, хотя могут меняться при необходимости. Есть здесь свои воины и сигнальщики, матери и няньки, но жизнь стаи зависит от вожака, поэтому подчинение ему беспрекословно. Власть получает не самый сильный и злой, а самый умный и умелый — эти навыки важнее, чтобы семья выжила в условиях дикой природы.

Источник: https://kot-pes.com/ierarhiya-v-stae-sobak/

phpBB [video]


phpBB [video]

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
03-04, 10:54
Изображение

Стая бродячих собак

Оставшись без человеческой заботы, собаки тоже вынуждены самостоятельно выживать в городских «джунглях». Они очень быстро дичают и сбиваются в стаи — это происходит не столько по видовой «привычке», сколько из соображений целесообразности. Такая стая, в отличие от волчьей, формируется в основном не по факту рождения, это чаще всего временная организованная группировка, а беспредела и дерзости здесь куда больше, чем у волков.
Бродячие собаки не боятся человека, могут проявлять к нему агрессию и даже нападать на того, кого сочтут слабым. Для них нет табу: старик, например, или ребёнок — есть прежде всего охрана территории, которую они считают своей, особенно если здесь находится их кормовая база. Такая стая, возглавляемая амбициозным или агрессивным вожаком и состоящая из нескольких крупных особей, может представлять серьёзную опасность для любых конкурентов, не подразделяя их на чужих собак и людей.
Конечно, до крайностей дело доходит редко, и все же одичавшие собачьи стаи — проблема многих современных городов. Внутри таких групп отсутствует какая бы то ни было гуманность: место вожака и прочие высшие ступени завоёвываются силой, стариков и слабаков не жалуют, а детёнышей нередко попросту съедают в голодные периоды.
Но даже в одичавших стаях собак существуют два направления иерархической лестницы -

Линейная структура иерархии (жесткая)
Такую структуру часто сравнивают с лестницей, а места, занимаемые отдельными животными. Именуют рангами. На самом верху иерархии находится вожак, ему подчиняются все, он никому; ступенью ниже располагается субдоминант, или «бета» (ранги по мере убывания именуются буквами греческого алфавита), подчиняющийся только вожаку; в самый низ лестницы загнан безответный «омега».Линейная иерархия при всей своей простоте оказывается негибкой и энергетически невыгодной: слишком много сил уходит на выяснение отношений с позиции силы. Крайне плохо работает обратная связь: ведь далеко не всегда желания вожака для стаи полезны, и когда противоречие случается, проигрывает вся стая.

Лабильная структура иерархии.(гибкая).
Структурный вариант иерархии, также имеющий систему соподчинения, но более гибкую и до определенной степени подвижную. Во главе стаи стоит вожак, как и в первом случае, но совсем не обязательно он и есть самый сильный зверь. Вернее так: он сильнее других, но не физически, а психически. Это самое интеллектуальное, уравновешенное, внимательное и настойчивое животное. Такой вожак порядок в стае поддерживает гораздо мягче; точнее, он просто контролирует правильность поведения других собак.

Как получается, что существуют стаи с жесткими взаимоотношениями и с мягкими, если гибкая иерархия, безусловно, эффективнее, стая лучше приспособлена?
Когда стая вырастает из семьи и изначально представляет родительскую пару и их потомков разных возрастов либо формируется из разновозрастных собак с нормальным поведением, чаще всего складывается гибкая структура с мягкими взаимоотношениями. Растущие щенки при попытках жесткого выяснения отношений друг с другом получают столь же жесткий запрет на подобную манеру поведения от родителей. По мере рождения новых щенков и взросления старших структура стаи усложняется, но остается гибкой. Иногда к стае прибиваются неполовозрелые особи, вытесненные из других стай, или оставшиеся сиротами, но такой путь пополнения необязателен.
При формировании стаи из не родственных особей гибкая структура складывается тогда, когда есть взрослые животные с богатым социальным опытом, умеющие строить взаимоотношения не только с позиции силы. Молодые животные без достаточного опыта, особенно при наличии в стае особи, склонной всего добиваться силой, приходят к формированию жесткой структуры.

Изображение

Интересны взаимоотношения отарных собак (собак - пастухов).
У них оказываются свои иерархические отношения, которые близки к стайному поведению бездомных собак (линейная структура).

Аборигенные собаки Таджикистана.

Изображение

У этих собак пиетета перед опытом, возрастом или красотой сложения. Во главу угла поставлена сила и активность альфа самца. Но в отличии от львиного прайда, поверженный вожак не изгоняется и не убивается, он просто понижается в своем статусе, продолжая нести свою службу. Ведь, в конечном счете, последнее слово в стае всегда остается за чабаном. Именно чабан решает кому из собак идти с отарой на пастбище или к воде, кому остаться в кошаре, кого наконец, могут отдать для подкрепления другой отары, хотя некоторая доля свободы здесь также присутствует. Так есть псы, которые все время с овцами, внутри стада. Они даже на кормежку не приходят, живут подножным кормом.
Но все же личностные взаимоотношения между собаками есть и существует иерархия, нарушить которую можно только пойдя на откровенный конфликт, так как доминантный кобель не позволит при себе никаких вольностей.

Изображение

zzz_040.gif
:arrow: Жестокий мир иерархии в стае бродячих собак https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/460577/

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
03-04, 11:05
Изображение

Отношения с человеком и собаками живущими в доме.

У домашних питомцев стайные отношения с себе подобными, складываются в любом доме, где есть не одна, а хотя бы две или более собаки. Особенно актуальна эта проблема для питомников, в которых могут проживать до нескольких десятков особей. Опытные кинологи хорошо осознают, как важно уделять внимание тому, чтобы эти отношения складывались бесконфликтно — даже в тех случаях, когда речь идёт о забавных крохах декоративных пород.
Милая внешность обманчива. Маленькие собаки так же могут быть агрессивными и жестокими по отношению к своим собратьям.
Кобелиный бой — это всё-таки в большей степени шоу со страшным рыком, вставанием на дыбы и так далее. Подрались, "повыпендривались" — а уже через полчаса мирно дремлют на коврике чуть ли не в обнимку. А суки... они дерутся, чтобы убить друг друга, и могут это сделать, если вы допустите. Не верьте распространённому мнению, что нужно не вмешиваться и дать собакам выяснить отношения. Это плохой совет.
Никто в стае не имеет права конфликтовать, если вы — настоящий вожак этого собачьего прайда. Так, и только так должны строиться отношения хозяина с питомцами.
Воспитание собаки нужно начинать с того дня, как только в вашем доме появился щенок — в независимости от его возраста и породы. Малыш должен усвоить правила жизни в новой семье, а соответственно, и определить своё место в стае. Детский возраст — лучшее время для получения и осмысливания подобной информации, а задача хозяина — правильно её преподнести питомцу.
Более предметные занятия дрессурой нужно соотносить с породными особенностями вашей собаки и тем, чему в результате вы хотите её научить. Общий курс дрессировки обязателен для всех — это аксиома. В подавляющем большинстве случаев полезнее групповые дрессировки, чем индивидуальные — кроме конкретных навыков, собака получит и социализацию, и опыт правильного общения в спонтанной стае, а это очень важно. И главное — заниматься с собакой должен сам хозяин, лично, а не отдавать питомца на выучку, пусть даже к самому лучшему инструктору. Запомните важнейшее правило: вожаком собака признаёт не того, кто её кормит или ласкает, а того, кто её обучает. Хотите стать авторитетом для своего пса — не пожалейте времени на его воспитание. Хороший дрессировщик обучает не собаку — он учит хозяина находить общий язык и выстраивать отношения с питомцем. Занимайтесь со своей собакой, общайтесь с ней, воспитывайте — пускай в вашей домашней стае всегда будут мир и взаимопонимание.
Источник: https://kot-pes.com/ierarhiya-v-stae-sobak/

Изображение

zzz_040.gif
:arrow: Семейная стая. Это кто тут кому альфа, я спрашиваю?) https://zen.yandex.ru/media/id/5a636f6b ... 00a8bd1b7b
:arrow: Собака в семье хозяина. Варианты взаимоотношений. http://bestaff.ru/train-your-dog/zoopsy ... y-dog.html

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
04-04, 13:43
"Сборник кинологических терминов"

zzz_040.gif https://ru.calameo.com/read/004551947e8baa89a4421

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
04-04, 14:10
Изображение

Импринтинг и его виды.
Импринтингом - "запечатлением", в зоопсихологии принято считать специфическую форму научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов, родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др.
Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) развития (как исключение известно явление родительского импринтинга), возможностью его осуществления лишь в течение ограниченных периодов (называемом чувствительными), чрезвычайно быстрое осуществление научения (иногда без выраженного подкрепления) относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных.
Впервые явление импринтинга было открыто и изучено на птицах (особенно известны работы К. Лоренца и его школы). Однако импринтинг свойственен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении.
Принимая во внимание этологические особенности импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный.

Изображение*Изображение*Изображение

Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий.
К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Человек - не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве "родного" вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Изображение*Изображение

Экологический импринтинг обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), к существованию в которой этот вид подготовлен.
Только что родившееся животное или животное, у которого наконец начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Но как только оно познакомиться с некоторым минимумом раздражителей, оно оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

Изображение

Посредством пищевого импринтинга молодое животное получает информацию о существовании в данной экологической нише пищи и о методах ее добывания. Знакомясь с пищей, которые предлагают малышу родители, детеныш в будущем оказывает предпочтение именно ей и с трудом осваивает другие виды пищи. Именно с этим видом импринтинга мы сталкиваемся когда пытаемся отучить щенка подбирать пищу с земли. Дело в том, что молодые животные, не слышавшие еще о существовании классических условных рефлексов имени И. Павлова, запечатлевают, то есть запоминают практически с одного раза, то что встречают, тем более если оно полезно с их точки зрения. Стоит маме-суке поднять в пола выпавший из миски кусок, как щенок решит, что так и надо.

Изображение

Менее изучен инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления.

Суммируя многочисленные данные, реально предположить, что детский импринтинг заканчивается у щенков собак к 1,5—2- месячному возрасту, «социальное» и половое запечатление, вероятно, продолжается до 3—5 месяцев, но у некоторых собак может завершаться и позже. Максимальное выражение пищевого импринтирования наблюдается в 3—4 месяца, а затем постепенно снижается. Чувствительный период к инструментальному научению у собак максимально выражен в возрасте от 2 до 4 месяцев, а заканчивается к шести. Экологический импринтинг, по всей видимости, завершается к 6—10 месяцам.
С информационной точки зрения, чувствительные периоды, обеспечивающие получение необходимой информации и освоение инструментальных действий, заканчиваются тогда, когда накоплено минимально необходимое количество информации, обеспечивающее выживание организма в данных условиях существования. С учетом физиологии высшей нервной деятельности, оказывается, что завершение формирования свойств центральной нервной системы как раз и наступает к 6—10 месяцам жизни щенка.

zzz_040.gif
:arrow: Теоретические основания дрессировки. Импритинг . Гриценко В.В. https://bio.wikireading.ru/7728
:arrow: Социализация щенка https://mollynaks.jimdofree.com/%D0%B2% ... %B8%D1%8F/
:arrow: Врожденная деятельность организма и импринтинг https://helpiks.org/7-10002.html

phpBB [video]

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
04-04, 15:35
Поведение собак.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней ( двигательной) и внутренней ( психической) активностью.

Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды

Поведенческая стратегия - появление защитных реакций ( побег,агрессия, замирание)

Поведенческий акт- единица поведения. Он служит для удовлетворения потребности и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее.

Причины поведения – потребность и мотивации.

Оперантное поведение – это действия , при которых организм активно " эспериментирует" с окружающей средой для установки связи между различными ситуациями

zzz_040.gif
:arrow: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОБАК. Н. Б. Никулина http://pgsha.ru:8008/books/metod/%CD%E8 ... %E8%E5.pdf
:arrow: Разные поведенческие проблемы. Дж. Боуэн (Jon Bowen) https://pets.wikireading.ru/1837
:arrow: Функциональная система поведения https://pets.wikireading.ru/12140
:arrow: «Волшебный треугольник»: как анализировать и понимать поведение собаки http://www.dogfriend.org/index.php?opti ... Itemid=155
:arrow: Поведение собак. Бергман Е. https://collectedpapers.com.ua/ru/categ ... our_of_dog

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
04-04, 15:48
Изображение

Структура поведенческого акта

В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения- поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении.

Поведенческий акт может быть различной степени сложности и состоять как из врожденных, так и приобретенных реакций животного. К тому же формируясь и осуществляясь в конкретных условиях, он не может не зависеть от них.
Согласно теории функциональных систем, хотя поведение и строится по рефлекторному принципу, оно не определяется как последовательность или цепь условных рефлексов. Действие животных определяется не только внешними раздражителями, но и внутренними потребностями и создается на основе опережающего отражения действительности - программирования, а ведущим фактором организации поведения, его целью, является получение биологически полезного результата. На основе многолетнего изучения отдельного рефлекса и поведенческого акта П.К. Анохиным была предложена теория функциональных систем, которая сейчас плодотворно разрабатывается школой К.В. Судакова.

Основой теории функциональных систем являются следующие положения:

1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих поведение, является не само действие, а полезный для организма результат.

2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит потребностям, организующим мотивации, врожденные и приобретенные программы действия

3. Каждая функциональная система строится по принципу саморегуляции.

4. Функциональная система избирательно объединяет различные органы, ткани и структуры мозга для обеспечения результативной поведенческой деятельности.

5. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации (связи).

6. Поведенческий акт, обеспеченный функциональной системой, имеет несколько стадий. Рефлекс является только составной частью функциональной системы.

7. В системную организацию целенаправленного поведенческого акта включаются мотивации, память и эмоции.

8. При образовании функциональной системы складываются сложные структуры программирования и предвидения.

В отличие от рефлекторной теории, теория функциональных систем выдвигает следующие принципы:

1. Поведение живых существ детерминировано не только внешними стимулами, но и внутренними потребностями, генетическим и индивидуальным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Поведенческий акт разворачивается с опережением реальных результатов поведения, что позволяет сравнивать реально достигнутое с запланированным, на основе прошлого опыта и корректировать свое поведение.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.

Глоссарий.
Афферентация (от лат. afferens — «приносящий») — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Находится в прямой зависимости от количества и силы воздействующих раздражителей, а также от состояния — активности или пассивности — индивида.

Принцип обратной связи (обратной афферентации) Обратная связь - основной принцип саморегуляции в организме. Нервный центр, посылая возбужде­ние к другим нервным центрам, может получать возбужда­ющую или тормозящую информацию обратно от этих нерв­ных центров. Такой механизм взаимодействия получил название обратной связи. При этом она может быть положи­тельной или отрицательной. Значение отрицатель­ной обратной связи является общепризнанным. Отрицательная обратная связь повышает устойчивость биологической системы (способность возвращаться к исходному состоянию). Положительная обратная связь усиливает управляющее воздействие, отрицательная - ослабляет.

Потребность – необходимость чего-либо ( вещества, ситуации, информации) для организации текущего или будущего поведения

Мотивация – отражает выраженность и качество потребности и является ее психическим эквивалентом ( осознанное желание)

zzz_040.gif

:arrow: СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА https://bio.wikireading.ru/7725
:arrow: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ
И ТЕХНИКИ ДРЕССИРОВКИ СОБАК
https://www.rosgvard.ru/uploads/2017/07 ... isobak.pdf
:arrow: Функциональная система поведения https://pets.wikireading.ru/12140
:arrow: Потребности и мотивации https://bio.wikireading.ru/7724

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
25-04, 13:54
Анатомическая основа рефлекса.

Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки.
Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее поведение.
Поведением животного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражений, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями.
Следовательно, поведение — это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды.

Все действия, проявляемые животным, возникают под влиянием различных раздражений, идущих из окружающего внешнего мира (внешние раздражения) или из самого организма животного (внутренние). Под раздражением понимается физическое или химическое воздействие на чувствительные клетки органов чувств или других органов нервной системы.
В основе поведения лежит деятельность чрезвычайно сложного органа — нервной системы. Все раздражения, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), в результате чего является определенное действие, выполняемое животным.
Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом — головным мозгом.
Поэтому знание закономерностей поведения животного, а тем более сознательное управление им, возможно только при знании закономерностей деятельности его нервной системы и специально головного мозга — высшего центра, который управляет наиболее сложными актами поведения животного.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
25-04, 14:04
Нервная система собаки

Нервная система является очень сложной и своеобразной по своему строению и функциям системой организма. Ее назначение — устанавливать и регулировать взаимоотношение органов и систем в организме, связывать все функции организма в единое целое, отвечать на раздражения и создавать временные связи с окружающей внешней средой, анализировать полученные при помощи органов чувств раздражения, поступающие из внешней среды, превращать их в ощущения и под влиянием этих ощущений проявлять то или иное действие.

Нервная система представляет всюду проникающую ткань. Ее лишены лишь грубые, отвердевшие кожные образования (когти) и компактные части костей.
Основой нервной ткани является нервная клетка с отростками, или нейрон. Формы и размеры нервных клеток различны. Но каждая нервная клетка обязательно имеет отростки. Отростки нервных клеток бывают очень длинные. Этими длинными отростками и пронизывается весь организм.
В проведении нервного возбуждения участвуют все части нейрона. Но главная роль принадлежит нервной клетке. Она является аппаратом, воспринимающим раздражение и активно его перерабатывающим в процессе возбуждения.
Отростки нервных клеток, или нервные волокна, собранные в пучки, образуют нервы. Соответственно тому, откуда и куда идет возбуждение, различают два рода нервов.
1. Одни из них передают нервное раздражение от периферии к центру и называются чувствительными,

2. Другие нервы передают нервные возбуждения от центра на периферию и называются двигательными, а также секреторными.

3. Нервы, в которых объединены чувствительные и двигательные нервные волокна, называются смешанными. Такими нервами являются периферические нервы. В смешанных нервах возбуждения разного характера и силы распространяются по разным волокнам в разных направлениях.
При этом они не смешиваются друг с другом, так как каждое волокно изолировано от рядом лежащего своими оболочками. Скорость проведения нервного возбуждения составляет от 60–80 до 120 м в сек.

Скорость проведения зависит от окружающих нерв условий, температуры, достаточности кислорода, присутствия химических веществ и т. д.

Всю нервную систему делят на центральную, периферическую и вегетативную, или автономную.

Все отделы центральной нервной системы работают по принципу рефлекса, являющегося основной формой высшей нервной деятельности у собаки, вырабатывают различные виды условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением и использования на службе. Функции нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности можно понять при глубоком и детальном изучении отдельных нервных структур и их физиологических свойств.

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
25-04, 14:19
Центральная нервная система.

Центральную нервную систему составляют спинной и головной мозг.

Спинной мозг.
Спинной мозг расположен в спинномозговом канале и окружен спинномозговой жидкостью. Она защищает его от сильных сотрясений. Спинной мозг представляет довольно длинный толстый ствол, проходящий от затылочной части черепа до 7 поясничного позвонка. Толщина его не везде одинаковая. В местах отхода от него нервов (область шеи и поясницы) к передним и задним конечностям имеются утолщения. На всем протяжении спинного мозга из межпозвоночных отверстий от него с каждой стороны отходят спинномозговые нервы, образуя при выходе из позвоночника нервные узлы.
Спинной мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество находится внутри спинного мозга и состоит, главным образом, из нервных клеток.
Основной функцией спинного мозга является осуществление простых безусловных рефлекторных актов и проведение раздражений к головному мозгу и обратно.
Он тесно связан своими функциями с головным мозгом и находится под постоянным влиянием импульсов, идущих из головного мозга.
:arrow: ЦНС. Спинной мозг - более детально. https://www.vsavm.by/wp-content/uploads ... %D0%B3.pdf

Головной мозг.
Головной мозг подразделяется на продолговатый мозг, мозжечок и большой мозг.

Продолговатый мозг.
Он расположен в черепной коробке. По своему строению продолговатый мозг до некоторой степени напоминает спинной мозг, но расположение серого и белого вещества на его разрезе не имеет ясных очертаний, как это можно видеть в спинном мозгу.
Серое вещество продолговатого мозга образует группы клеток, являющихся центрами самых разнообразных рефлексов.
Продолговатый мозг служит также связующим звеном для проводящих путей спинного и головного мозга.
В продолговатом мозгу, несмотря на его очень малую величину заложены такие важные нервные центры, как сердечный (замедление и ускорение сердечной деятельности), дыхательный, пищевой (центр сосания, слюнноотделения, глотания, рвоты, перистальтики) и др.Повреждение продолговатого мозга вызывает смерть животного.

Мозжечок.
Мозжечок расположен над продолговатым мозгом. На разрезе он дает характерную фигуру дерева, где стволу и ветвям соответствует белое вещество, состоящее из нервных волокон, а листьям — серое вещество, состоящее из нервных клеток, составляющих кору мозжечка.
Мозжечок является органом, управляющим мышцами при различных сложных движениях организма и поддерживающим равновесие организма в пространстве. Опыты показали, что если у собаки удалить мозжечок, то у нее расстраиваются движения. Собака не может найти устойчивого положения для своего тела.

Большой мозг.
Большой мозг делится на средний, промежуточный и передний.

Средний мозг.
Эта часть мозга имеет очень сложное строение. Она служит проводящими путями многих чувствительных и двигательных нейронов. Имея в своем строении серое вещество, средний мозг служит промежуточной станцией в передаче раздражений в передний мозг.
Промежуточный мозг представляет последнюю часть ствола мозга. В нем сосредотачиваются все чувствительные пути. В промежуточном мозгу находится центр теплорегуляции в организме, а также обмена веществ.
Передний мозг. Передний мозг составляют два больших полушария, разделенных между собой глубокой продольной бороздой. В нижней своей части полушария соединены между собой большим количеством нервных волокон, образующих так называемое мозолистое тело. В полушариях различают 4 доли — лобную, теменную, височную и затылочную.
Полушария состоят из серого вещества, расположенного по периферии и образующего кору полушарий и белого вещества, расположенного внутри мозга.
Белое вещество полушарий составляют пучки нервов, концентрирующихся снизу и расходящихся веерообразно в коре. Там же располагаются волокна, идущие от одного участка коры к другому, от правого полушария к левому и от коры к участкам стволовой части мозга, включая и спинной мозг.
Кора полушарий имеет очень сложное и неодинаковое строение в различных участках.
Она состоит из нескольких слоев нервных клеток, имеющих форму зерен и пирамид. Отходящие от этих клеток бесчисленные отростки переплетаются между собой. Короткие отростки связывают отдельные участки коры, а длинные выходят за пределы коры в белое вещество мозга. Количество нервных клеток в коре мозга огромно.
Такое сложное строение коры объясняется всей сложностью и важностью функций, выполняемых корой мозга. Кора является местом образования временных связей, или условных рефлексов, которые вместе с системой безусловных рефлексов определяют сложнейшие формы поведения собаки. Здесь локализуется высшая нервная деятельность, имеющая главное значение в регуляции всех отправлений организма
Кора полушарий мозга, кроме большого количества собственных рефлекторных центров и центров управления рефлексами, содержит элементы, которые обусловливают так называемые «психические» проявления. Благодаря промежуточным связям центральная нервная система функционирует как единый орган.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
25-04, 14:57
Переферическая нервная система.

Периферическую нервную систему образуют разветвления нервных стволов, расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму.
Нерв, или нервный ствол, состоит из большого количества расположенных рядом нервных волокон, соединенных между собой соединительной тканью. Каждое нервное волокно — это отросток какой-либо нервной клетки, находящийся в мозгу или на периферии в нервном узле. Волокна эти могут быть очень длинными, как, например, волокна, идущие от спинного мозга к конечностям.
Каждый нерв выходит изолированно из спинного мозга через соответствующее межпозвоночное отверстие и получает название по месту расположения этого отверстия (шейный, грудной, поясничный и т. д.).

Нерв, пройдя межпозвоночное отверстие, делится на три ветви: одна из них направляется к мышцам, расположенным ниже позвоночника, другая — к мышцам, лежащим над позвоночником, а третья идет к симпатической нервной системе. Две первые ветви имеют в себе и двигательные и чувствительные волокна.
В области перехода шеи в грудной отдел нервы образуют так называемое плечевое сплетение, а в области поясницы и крестца — пояснично-крестцовое сплетение. От них отходят самые длинные нервы к мышцам и коже конечностей.
Периферические нервы обладают самостоятельной возбудимостью в любой точке. Они воспринимают раздражения разного рода — механические, термические, электрические, осмотические, химические. Но для этого надо, чтобы раздражитель действовал внезапно и определенный минимум времени.

Нерв при раздражении почти не утомляется, так как обмен веществ в нем чрезвычайно мал: можно часами раздражать нерв и не наблюдать явления утомления.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
25-04, 15:04
Вегетативная нервная система.

Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует процессы внутренних органов, и поддерживает постоянство внутренней среды.
Вегетативная нервная система состоит из двух отделов: центрального, заложенного в спинном и продолговатом мозгу, а также в различных частях головного мозга, и периферического, состоящего из нервных узлов и нервных волокон.
Периферический отдел вегетативной нервной системы в свою очередь делится на симпатическую и парасимпатическую системы.
В организме постоянно вырабатываются вещества, действующие специфическим образом то на один, то на другой отделы вегетативной нервной системы, в результате чего осуществляется химическая регуляция функций отдельных внутренних органов.

Последние научные данные показывают полное единство противоположно действующих отделов вегетативной нервной системы.
Без симпатической нервной системы организм не может нормально существовать в сложной окружающей обстановке, как и без парасимпатической нервной системы. При значительной физической нагрузке существенную роль играет симпатическая нервная система. Но если затем в действие не вступает парасимпатическая система, то длительной работы организм может не выполнить.
Поэтому, тренировка организма заключается не только в упражнении аппарата симпатической нервной системы, но в той же мере и парасимпатической. Если при пищеварении вначале действует парасимпатическая система (блуждающий нерв), то вслед за ним включается и симпатическая система.

При рассмотрении вегетативной нервной системы всегда надо иметь в виду, что она находится под общим влиянием коры головного мозга, которая со своей стороны является высшим регулятором всех функций

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/

Сообщений: 42 Пред. 1, 2, 3 След. Страница 1 из 3
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron