Yes

Омск. Канистерапия. Учимся сами. Делимся опытом.

Модераторы: КЛЁПА, модераторы

Сообщение
Автор
14-12, 14:34
Омск. Научно-исследовательская деятельность. Канистерапия.
Предлагаем вашему вниманию результаты исследований, разработки,
которые мы используем для реализации программы канистерапевтической деятельности в г. Омске,
а так же, фотоотчеты с мероприятий по обощению опыта и участия в канистерапевтических семинарах.


Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
14-12, 14:50
Министерство образования и науки РФГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной работы
Выпускная квалификационная работа Жеребцовой Е.Ю.
Омск-2010г.

Тема: Социальная реабилитация детей и подростков с различными видами дезадаптации посредством канистерапии.

В процессе исследовательской работы автором экспериментально выявлена динамика процесса социализации и самоактуализации подростков при участии четвероногих питомцев, и подтверждены предположения об эффективности использования канистерапии в процессе реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации. Разработан проект программы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и подростков с различными видами дезадаптации, в основу которого легла идея включения их в социокультурную среду при помощи самого надежного и верного друга человека- собаки.
Автор данной работы в течение 27 лет занимается с подростками в системе дополнительного образования по направлению «Кинология». Авторская образовательная программа «Клуб юных кинологов» является лауреатом Всероссийского конкурса авторских программ для детей и юношества.
Значение эффективного влияния животных на поведение детей, состояние их физического и психического здоровья, развитие творческих и коммуникативных способностей, подтверждено на опыте.
На основании проведенной опытно - педагогической работы удалось проверить рабочую гипотезу и эффективность предложений по организации реабилитационного процесса по программе канистерапии.
Проведено целенаправленное наблюдение за процессом социализации, адаптации и социальной реабилитации детей и подростков. Беседы с детьми, выпускниками клуба, родителями, специалистами, позволили получить информацию об отношении их к данной проблеме, о причинно-следственных связях проявившихся в процессе использования метода канистерапии, в процессе самоактуализации членов клуба и в социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации. Заполнение респондентами анкет и опросных листов позволило получить ответы на конкретные вопросы, интересующие автора. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подвергались качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики.
Метод обобщения – использовался на разных этапах исследования и позволил сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
Исследования проводились на базе детского объединения клуб «Кинолог» Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Омска и в процессе апробации проекта программы канистерапии «Лапу, друг!» в социальных учреждениях (досуговые и социальные центры, детские дома, школы-интернаты) в течение 2009 - 2010 г.

Практическая значимость исследования определена реальными возможностями использования его результатов. Разработан и апробирован проект программы во взаимодействии со школами и социальными центрами. Апробирован пакет диагностических методик, адекватных
выявленным типологическим особенностям дезадаптации подростков, что позволил осуществить целенаправленную работу по социальной реабилитации детей и подростков с разными видами дезадаптации.
Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках практической реализации образовательных программ дополнительного образования детей социально-педагогической направленности и деятельности социально-реабилитационных центров для детей и подростков.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
14-12, 14:59
Экспериментально-педагогическое исследование влияния канистерапии на развитие личностных качеств детей и подростков и снижение вероятности проявления у них различных видов дезадаптации.

Многолетний опыт деятельности ДО клуб «Кинолог» Городского Дворца детского (юношеского) творчества, имеющего свою историю, традиции, ценностные ориентиры, достижения, дает основание утверждать, что взаимоотношения с животными оказывают на детей и подростков исключительно благоприятное воздействие, т.е. все показатели функционально направленной деятельности с собаками в целом, проявляются именно так, как того требует процесс социализации и реабилитации детей и подростков, в том числе и с различными проблемами дезадаптации, важно только адаптировать данное направление реабилитации с учетом специфики.
Для подтверждения вышесказанного, было проведено экспериментально-практическое исследование, которое имело своей целью: выяснить динамичность протекания процесса социализации и самоактуализации детей и подростков во взаимоотношении с четвероногими питомцами и формирование у них личностных качеств, препятствующих развитию дезадаптивных процессов.

Исследование проводилось на базе ДО клуб «Кинолог» ГДД(Ю)Т и ряда социальных центров г. Омска. В основной части эксперимента принимали участие члены клуба, дети и подростки, возраст которых составляет 12-18 лет, а так же воспитанники клуба (выпускники).
Научная гипотеза исследования заключалась в предположении того, что существуют комплексы характеристик личности, которые, в благоприятных условиях, в процессе построения без конфликтных взаимоотношений и участия детей и подростков в различных видах деятельности, активизируют процесс их социализации и самоактуализации, препятствуя проявлению дезадаптации. Немаловажную роль в развитии, формировании и закреплении этих качеств играют взаимоотношения ребенка и собаки.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 22:55
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
1. Констатирующий этап (сентябрь - октябрь 2009 г.)
Исследование проводилось среди воспитанников, членов клуба и выпускников с целью выявления у них уровня социальной адаптации, активности, автономности и нравственной воспитанности; проявления осознанного желания иметь рядом четвероногого друга; мотивов удовлетворения потребности в четвероногом друге.
Анализ результатов на данном этапе исследования, позволил сделать следующие выводы:
В соответствии с возрастными и психологическими особенностями детским считается возраст до 10-11 лет. По результатам опроса мы выяснили, что самым оптимальным возрастом осознанного желания иметь рядом с собой четвероногого друга (собаку) является возраст от 5 до 7 лет. Этот период детства характеризуется не только определенной физиологией развития детского организма, но и своеобразным состоянием души ребенка, когда он очень близок к природе и не обременен жизненными проблемами. Поэтому, осознанное желание иметь рядом с собой частицу природы в этом возрасте вполне оправданно.
Переход от детства к юности (в традиционной классификации психологии и педагогики  возраст от 11-12 до 15 лет) называется отрочеством. За периодом отрочества (подростковый возраст) давно закрепились понятия «трудный возраст», «переломный период», «переходный возраст» – понятия, которые характеризуют этот возраст, во всей его сложной структуре. По мнению наших респондентов, именно в этот период приобретение четвероногого друга оказало им весомую поддержку, так как именно собака очень эффективно выполняя свои функции – психофизиологическую, психотерапевтическую, функцию партнера общения и взаимодействия, оказала существенную поддержку и помогла пережить все сложности и трудности данного периода. В процессе исследования было подтверждено представление о том, что взаимодействие подростка с миром природы в этот период, благотворно сказывается на удовлетворении его потребности в компетентности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым снизить риск возникновения различных видов дезадаптации

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 23:03
2. Формирующий этап (октябрь 2009 – май 2010г.)
На формирующем этапе исследования: воспитанники принимали участие в разнообразных видах клубной деятельности вместе со своими четвероногими питомцами, осуществляли канистерапевтическую деятельность по направлению социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации в составе экспериментальной группы «Лапу, друг!», на базе социальных центров города.
В процессе обработки и анализа диагностических карт появилась возможность проследить динамический рост развития качеств личности каждого участника экспериментальной группы, за период исследования, выявить приоритетность социальных ролей и способности к самореализации.
Проведено анкетирование воспитанников и выпускников клуба на предмет приоритетности развития личностных качеств, которые помогает развивать общение и взаимодействие с собакой.
Респондентам, в количестве 56 человек, было предложено ответить на вопросы анкеты, какие качества личности наиболее эффективно развиваются и формируются в процессе общения и взаимодействия с собакой.
Интерпретация результатов исследования:
В первом блоке «Физические свойства личности» приоритетными для респондентов стали личностные качества, имеющие в диаграмме наименьшее числовое и % значение:
Управление собой - 136 баллов
Здоровье – 184 балла
Хорошее настроение – 220 баллов

Во втором блоке «Нравственные качества личности» приоритетными для респондентов стали личностные качества:
Верность - 186 баллов
Искренность – 208 баллов
Доброта – 220 баллов

В третьем блоке «Социальные качества» приоритетными для респондентов стали личностные качества:
Трудолюбие - 120 баллов
Активность – 166 баллов
Дисциплинированность – 186 баллов
В четвертом блоке «Индивидуальные и деловые качества» приоритетными для респондентов стали личностные качества:
Настойчивость - 204 балла
Упорство – 206 баллов
Последовательность – 222 балла

Сформировав вышеперечисленные качества личности в отдельный блок, и расставив их по местам в соответствии с полученными баллами, мы смогли узнать, какие качества личности, как считают наши респонденты, могут активно развиваться, формироваться и проявляться у подростков при участии собак (построении с ними взаимоотношений и совместное участие в деятельности)

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 23:08
3. Контрольный этап (май - июнь 2010 г.)
На контрольном этапе был проведен анализ деятельности экспериментальной группы канистерапии «Лапу, друг!» и подведены итоги исследования. Разработан проект программы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и подростков с различными видами дезадаптации имеющий канистерапевтическую направленность.
Основные выводы: наблюдения за взаимодействием подростков и животных, позитивные изменения, происходящие в результате этого взаимодействия, проявляющиеся в один из самых важных возрастных периодов их жизни, давшие толчок к проведению исследований, подтверждают пользу и эффективность канистерапии, как одного из методов успешной профилактической и реабилитационной работы. Результаты, полученные в процессе исследования, наблюдаемые изменения и позитивные моменты говорят в пользу развития и перспективности этого молодого реабилитационного направления помощи людям.
На практике установлена связь между взаимодействием детей и животных с полезностью этих отношений.
Разработанный проект программы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и подростков с различными видами дезадаптации, частично апробирован автором в процессе образовательной и социокультурной деятельности.
Анализ деятельности экспериментальной группы канистерапии "Лапу,друг!" клуба «Кинолог» ГДД(Ю)Т г. Омска, подтверждает эффективность использования данного метода в процессе проведения социально - реабилитационной и профилактической работы с детьми данной категории.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 23:41
Изображение

15 мая 2012 года, в городском Дворце творчества прошла презентация социальных проектов.
Клуб "Кинолог" представлял свою программу канистерапии "Лапу, друг!"
Программа нашла отклик в душе всех присутствующих и это очень важно!
Друзья, спасибо всем за участие , за дружескую поддержку, за то доброе дело,
что мы, делаем все вместе - воспитанники, родители, выпускники и наши четвероногие друзья!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 23:45
Изображение

:grin: Вот с таким неподдельным интересом,
комиссия по отбору лучших проектов слушала о нашей программе!
;)

Изображение

Изображение

Изображение



Чапа в этот раз была живым "наглядным пособием", и конкретно показала всем, насколько общение
с четвероногим другом вызывает позитивное настроение и приятное состояние, особенно, это оценили дети)))
Да и взрослые с интересом наблюдали за тем, как она работает-играя :-P

Изображение*Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
13-03, 23:48
Идея использования собак в терапевтических целях, давненько витала в атмосфере нашего клуба. А в 2009 году мы настроились вполне серъезно "на эту волну". С 2009 по 2010 г. программа реализовывалась как экспериментальная. В ходе исследования было подтверждено, что заниматься канистерапией можно и даже нужно, т.к. польза от этого несомненая.

Первоначально в программу входило только два направления :

1. Профилактика асоциального поведения у детей и подростков, при помощи привлечения их к занятиям с четвероногими питомцами
2. Организация и проведение выступлений с собаками для детей и подростков социальных центров (детских домов, школ-интернатов и др.)

Члены экспериментальной группы канистерапии. 2009 год.

Изображение

С 2011 года, программа "Лапу, друг!" была несколько расширена, появился человек, который взял на себя очень серъезное направление "Лечебная канистерапия", этот человек - выпускница нашего клуба Божко Ольга, теперь уже мама двоих детей, поэтому, ей не так сложно найти "общий язык" и с собаками и с детьми и с их родителями.

Изображение*Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
14-03, 00:01
У нас дружная и отличная команда единомышленников.
В которую входят не только ребята клуба, но и их родители.
А еще, активно участвуют в работе группы люди, не члены нашего клуба,
но они и их питомцы уже тоже стали "родными"), люди, которым просто не безразлично это направление деятельности,
мы благодарны им за поддержку.Изображение

Изображение*Изображение

Изображение*Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
14-03, 00:02
"Неделя психологии" в педагогическом колледже.
Божко О.С. и немецкая овчарка Геринг проводят ознакомительную встречу с будущими педагогами по теме канистерапии и
представляют социально-реабилитационный проект "Лапу, друг!", реализующийся в городском Дворце творчесва.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение*Изображение

Изображение*Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
27-03, 14:52
В январе 2013 г. в Городском Дворце творчества, прошел 1-й отборочный тур городской конференции обучающихся бюджетных образовательных учреждений г. Омска, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью "Шаги в науку".
Четыре учебно-исследовательские работы, подготовленные ребятами нашего клуба, став лауреатами были отмечены лауреатскими дипломами, а две работы продолжили дальше участие, теперь уже в городской конференции, проходившей под эгидой Департамента образования Администрации г. Омска. Где так же стали лауреатами конференции. :arrow: topic603-15.html
Конференция проходила в марте 2013 года в ОмГАУ.
Воспитанники клуба в течение многих лет принимают активное участие в работе конференций различного уровня, с желанием готовят свои учебно-исследовательские работы, а еще, такое желание продиктовано тем, что выбранные темы исследовательских работ у ребят есть возможность готовить именно, как с теоретической, так и практической точки зрения очень эффективно и с большой пользой, как для себя, так и для других. Ведь они занимаются такой интересной наукой-кинологией.
В этом году, мы впервые представили на конференцию учебно-исследовательскую работу по теме "Золотистый ретривер в канистерапии". Работу подготовила член клуба Ковальская Анна (владелица этой прекрасной породы и активный участник деятельности группы "Лапу, друг"). Представляем вашему внимаю тезисы доклада.

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
27-03, 15:08
Учебно-исследовательская работа.
Изображение
Тезисы к докладу
«Золотистый ретривер в канистерапии».

Опубликованы в Сборнике тезисов лауреатов НОУ ГДД(Ю)Т. Омск, 2013 год.
Автор работы и докладчик Ковальская Анна, лицей 66, 9 класс , клуб " Кинолог" ЦНТУ, ГДД(Ю)Т
Руководитель работы Жеребцова Е.Ю., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ГДД(Ю)Т, кинолог, при поддержке педагога дополнительного образования Божко О.С. программы "Лапу, друг!", а так же друзей и участников проекта канистерапии.

Изображение

На современном этапе значение животных, как для физического, так и психического самочувствия людей становится все более очевидным.
В настоящее время в зарубежной и российской практике реабилитации для разных категорий людей, эффективно используется «Канистерапия» - терапия при помощи специально подготовленных собак.
Терапевтическая и реабилитационная роль этих поистине удивительных животных, прослеживается в широком спектре проблем физического и психологического здоровья человека. Именно собаки, с их природными способностями и безграничным доверием к людям, дарят нам позитив и хорошее настроение, они любят нас такими, какие мы есть, они способны на многое.
Актуальность. Положительные результаты, которых смогли достичь зарубежные и российские специалисты, занимающиеся реализацией канистерапевтических программ, дают основание считать, что использование метода очень перспективно и актуально. Особенно в том плане, что данный метод социальной реабилитации не требует сверхмощных затрат, взаимодействие с животными способно удовлетворить многие потребности человека и принести немалую пользу и немаловажную роль в этом играет правильно выбранное животное.
Разные породы собак используются в канистерапии, но все они проходят предварительный отбор (тестирование), который дает собакам возможность участвовать в данном виде терапевтической деятельности. Наиболее востребованной породой на современном этапе развития канистерапии, является золотистый ретривер. Именно собаки данной породы наиболее часто используются в качестве собак-терапевтов. Почему же именно золотистые ретриверы смогли стать столь востребованными в данном направлении деятельности? На этот и другие вопросы, мы постарались ответить в своей исследовательской работе.
Цель работы: выявление характерологических особенностей породы, благодаря которым, золотистого ретривера принято считать идеальной собакой-терапевтом.
Автор данной работы непосредственно является владельцем собаки золотистый ретривер и в течение 2,5 лет принимает участие в работе группы канистерапии «Лапу, друг» клуба «Кинолог» Городского Дворца детского (юношеского) творчества. Клуб сотрудничает с детскими домами и социальными центрами города в социокультурной плане, с Омской таможней и органами УВД в работе по профилактике правонарушений среди детей и юношества. В настоящее время в реализации программы канистерапии, у нас принимает участие 12 собак, из которых 5 – именно золотистые ретриверы, поэтому тема работы автору очень близка и интересна.
Объектом исследования являются характерологические особенности собак породы золотистый ретривер.
Предметом исследования - организация процесса социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации в социокультурной среде, с использованием программ канистерапевтической направленности, где важное место занимают собаки именно породы золотистый ретривер.
Гипотеза исследования основана на предположении, что золотистый ретривер, является наиболее востребованной породой для канистерапии, вследствие своих феноменальных способностей, которыми обладает данная порода.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Собрать, обобщить материал о канистерапии и о породе золотистый ретривер.
2. Провести тестирование ряда представителей породы, в соответствии с нормативами американской ассоциации канистерапии «Тест на сертификацию собаки-терапевта»
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Практическая значимость работы заключается в том, что получены подтверждающие результаты о возможности широкого использования собак породы золотистый ретривер, для участия в канистерапевтической деятельности и составлен характерологический «портрет» породы в соответствии с требованиями тестирования на сертификат «Собака-терапевт».

В процессе подготовки работы, были использованы такие методы исследования, как:
- работа с интернет-источниками и специализированной литературой по изучению и обобщению материала
- наблюдение
- тестирование экспериментальной группы животных
- анализ и обработка полученных данных исследований.

Автор выражает признательность членам группы канистерапии «Лапу, друг» клуба «Кинолог» ГДД(Ю)Т и владельцам собак породы золотистый ретривер, предоставившим своих четвероногих питомцев для тестирования, а так же педагогам клуба , которые помогли мне в организации и проведении исследования.

Изображение

ИзображениеИзображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
04-04, 23:50
5 марта 2013 года в Городском Дворце детского и юношеского творчества в рамках деятельности регионального инновационного комплекса в сфере образования Омской области «Школа – территория здоровья» прошёл Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций-2013.
:arrow: http://www.irooo.ru/inko-shkola-territo ... atsiy-2013
Всего на конкурс поступило 86 проектов, из них 18социально-значимых проекта, успешно реализованных школьниками. Для стендовой презентации было допущено 65 проектов.
14 проектов стали победителями регионального этапа.
Среди них и наш социально-реабилитационный проект "Лапу, друг!"
Все победители получили рекомендации для участия в Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций-2013 в г. Ростове Ярославской области.
К сожалению, мы не смогли дальше продолжить участие в этом Международном форуме, т.е. поехать с защитой проекта в Ростов. Так сложились обстоятельства.
Но, уже то, что проект "Лапу, друг!" был нами представлен, оценен очень компетентным жюри и получил диплом Победителя, очень радует, хочется надеяться, что у него большие перспективы и светлое будущее)))

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение*Изображение

Изображение

Изображение

Изображение*Изображение

Изображение*Изображение

Изображение

Изображение*Изображение

Изображение
Сайт питомника http://eltigris.ucoz.ru/
05-04, 06:22
Какие мы молодцы :mrgreen:

Изображение

Сообщений: 34 Пред. 1, 2, 3 След. Страница 1 из 3
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron